Поиск по сайту
Вход для пользователей
Содержание
Фотоархив
|
|
|
Тема: Принадлежность и суть работы.
Вагон Тягово-энергетическая лаборатория 001 72247 дома, в депо ТЧ-8 Октябрьской дирекции тяги. Работа лаборатории заключается в проверке и установлении норм массы поездов для локомотивов.
|
|
|
|
Найдено: 3 фотоизображений на 1 страницах. Выведено: с 1 по 3 фотоизображение.
|
|
|
Тема: Третья модель конструктора-самоучки.
Модель №3 интересна своей схемой привода состоящего из трех цилиндров. Если внимательно присмотреться к фотографии, то увидим, что цилиндры расположенные по бокам приводят в движение вторую колёсную пару. Цилиндр находящийся над бегунковой колёсной парой под дымогарной коробкой приводит в движение первую колёсную пару.
В модели поражает качество изготовления деталей, Мельчайшая деталировка, продуманность технических решений. Во всём чувствуется высокий профессионализм и любовь к своему делу.
|
|
|
|
Найдено: 3 фотоизображений на 1 страницах. Выведено: с 1 по 3 фотоизображение.
|
|
Тема: Третья модель конструктора-самоучки.
Этот паровоз вы не найдёте ни в одном альбоме, справочнике или книге о паровозах. Тайну этой модели №3 несуществующего паровоза, а также о первых двух, открывает статья в газете Гудок от 30 ноября 1980 года (автор А. Августынюк)
Статья из газеты «Гудок» от 30 ноября 1980 года
«О чём напомнила старая модель»
Недавно, знакомясь с экспозицией музея в локомотивном депо Ленинград пассажирский-Московский, я увидел модель старинного паровоза. Где-то я её уже видел… С левой стороны будки машиниста поблёскивала латунная дощечка. Прочёл выгравированную каллиграфическими буквами надпись: «Лука Михайловичъ Васильевъ. 19(Клин)01 г.» - и вспомнил…
В далёком уже 1947 году вместе со своим товарищем, корреспондентом «Гудка» М.Гвоздевым я начал собирать материалы по истории нашей дороги. Написали мы старым железнодорожникам: просили рассказать о прошлом. В числе многих откликнулся и ветеран-машинист Л.М. Васильев. «Лука Михайлович очень стар и болен, - писала его родственница, - а поэтому просит вас приехать к нему в Москву».
На столике у кровати стояла вот эта самая модель. Прикованный к постели, слепой человек прикасался руками то к одной, то к другой детали маленького паровоза, объяснял нам её устройство. Сделанная полвека назад его собственными руками, модель была знакома старому машинисту до последнего винтика. Рассказал он по нашей просьбе и о себе. Лука Михайлович был внуком крепостного крестьянина — строителя магистрали и сыном машиниста паровозного депо Клин. В 1867 году двенадцатилетним подростком стал Лука учеником слесаря в паровозных мастерских. И с первого дня полюбил железную дорогу. Особенно поразил воображения мальчика паровоз — чудо тогдашней техники. Исключительные способности, энергия и напористость помогли ему в 21 год получить права на управление паровозом — а ведь в те времена, как правило, машинистами становились чуть ли не к седой бороде…
Была у Васильева мечта: создать свой паровоз, мощнее и экономичнее существующих. Но у него не было теоретической подготовки, а технической литературы на русском языке было крайне мало. В Клинском депо работала большая группа немцев — машинистов и инженеров, у них он видел технические издания. Раздобыв словари, учебник и немецкую грамматику, два года он, едва выпадал свободный час, садился за эти книги. Овладев языком, с тем же упорством штудировал техническую литературу.
Теперь он знал ответы на многие вопросы. Однако, как сконструировать паровоз, в этих книгах не рассказывалось. Предстояло ещё многому научиться. В высшие учебные заведения его, рабочего, да ещё с двухклассным образованием, ни за что не приняли бы. Оставался только путь: совершенствовать машину в одиночку, на ощупь.
В 1880 году из газет Васильев узнал, что через два года в Москве откроется художественно-промышленная выставка. Вот благоприятный случай! И он своими руками сначала сделал небольшой токарный станок, а затем на этом станке, на глазок, - паровоз в 1/16 натуральной величины (немногим более метра) оригинальной конструкции. Выточил каждый болтик, каждую гайку, заклёпку, все детали устройств и приборов.
Члены жюри изумились его искусству и наградили серебряным знаком «За полезное». На том дело и кончилось. В ответ на просьбу дать ему возможность учиться Васильев получил лаконичную бумажку, смысл которой сводился к тому, что каждый человек должен знать своё место в жизни… Рабочему, например, положено работать, а не мудрствовать.
Возникшая было надежда угасла. Но вскоре Парижское техническое общество пригласило Васильева прислать паровоз на художественно-промышленную выставку в столицу Франции. С вдохновением трудился Васильев над второй, более совершенной моделью. Собранные с огромным трудом средства поглотило неожиданное несчастье: тяжело заболела, а потом умерла жена…
Отказаться от любимого дела Васильев уже не мог. Ценой больших лишений он снова собрал деньги и взялся за третью модель, которую закончил в 1901 году. Она содержала ряд усовершенствований. В частности, экипажная часть была усилена, расход пара на участках профиля регулировался (именно эта модель изображена на фото).
Признания своих технических идей Васильев добивался долго. Несколько лет новую модель передавали из одной комиссии в другую, но ни одна так и не дала ему внятного ответа. Более того, главный инспектор российских железных дорог князь Горчаков, приняв Васильева в своём роскошном кабинете, высокомерно сказал: - Послушайте, милейший, не дело машиниста изобретать.
А между тем специалисты с одобрением высказывались о работах конструктора-самоучки. Отличный отзыв дала и Царскосельская выставка, в павильоне железных дорог которой в 1911 году была выставлена его модель. Но мечты Васильева о том дне, когда выйдут на просторы железных дорог паровозы его конструкции, так и не сбылись. Да и могло ли быть иначе в то время?
Только Октябрьская революция открыла двери высших учебных заведений для людей из народа. Но Васильев уже не мог воспользоваться этим великим завоеванием. В меру своих сил трудился он в родном паровозном депо, воспитывал молодых машинистов и продолжая конструкторскую работу, взялся за разработку новой в то время идеи прямоточного котла.
В апреле 1949 года Лука Михайлович скончался в возрасте 95 лет. А модель? Кстати , она действующая. Стоит только заложить в топку уголь, растопить её, поднять пар — и она двинется…
В 1935 году модель экспонировалась в Москве в клубе имени Ф.Э. Дзержинского на выставке транспортного машиностроения. Позже её приобрело паровозное депо Москва-Октябрьская. Долгое время стояла она в техническом кабинете как памятник гражданскому мужеству незаурядного человека, наделённого большим и самобытным талантом. Теперь она по праву заняла место в музее.
А. АВГУСТЫНЮК
Фото В. Креслева
|
|
|
|
Найдено: 3 фотоизображений на 1 страницах. Выведено: с 1 по 3 фотоизображение.
|
|